Социально-психологические основы организационной культуры.
| ||||||
![]() | ||||||
| ||||||
![]() | ||||||
| ||||||
![]() | ||||||
|
Рис. 4 Факторы, формирующие поведение (поступки) человека
Характер жизнедеятельности человека, его потребности и способности опосредуются на данный конкретный период - начало воздействия стимула – внутренней психологической структурой личности, которая включает в себя ряд подструктур:[70]
· Направленность жизнедеятельности и сознания личности, психологическая среда, определяемая внутренней системой потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентаций, идеалами, убеждениями, моральными качествами, мировоззрениями.
· Психологические средства: опыт, включающий знания, навыки, умения, формируемые непосредственно в процессе обучения и воспитания, трудовой деятельности, способности личности;
· Психические свойства: эмоции, ощущения, чувства, воля, память, характер;
· физиологические, наследственные качества, например тип темперамента;
Условия производственной среды можно представить в виде конкретных, поддающихся оценке факторов – организационно- технических, экономических, политических, социальных, психологических, а также внепроизводственных, но активно связанных с условиями трудовой деятельности работников (например, продолжительность дороги на работу).[71]
При этом роль социальных, психологических, политических факторов производственной среды, отражающих влияние общества, коллектива на личность, в настоящее время значительно усиливается в связи с повышением роли трудовых коллективов, демократизацией общества и производства считает Хекхаузен Х.
По мнению Т.О. Соломандиной, работник характеризуется также внешней социальной природой – принадлежностью к различным социальным группам. Каждая группа характеризуется особенностями социального поведения. Например, по данным ряда исследований, молодежь в трудовом коллективе проявляет значительный интерес к содержанию труда, возможности самовыражения и самореализации, продвижению по работе; для пожилых рабочих особое значение имеет признание их заслуг, хорошие условия труда.
С ростом образовательного уровня людей растет уровень их притязаний к производству, культуре управления, коллективу, заработной плате. Проявлению творческих возможностей в работе, возрастает чувство собственного достоинства. Следует отметить, что женщины более чувствительны к условиям труда, во взаимоотношениям в коллективе. Уровень притязаний человека во многом зависит и от социального положения: выходцы из села менее притязательны, чем горожане. [72]